Курс «Стратегия» является самым захватывающим в программе МВА, поскольку
предоставляет вам шанс опробовать на практике обретенные знания и умения. Как правило, профессора настаивают на том, что проблемы стратегии следует изучать после всех основных курсов, так как для их понимания требуются базовые знания по всем дисциплинам, преподаваемым МВА. В аудиториях, где проходят занятия по стратегии, всех слушателей усаживают в кресло председателя совета директоров, и будущим МВА нравятся испытываемые ими при этом новые ощущения.
Стратегическое мышление означает среди прочего исчерпывающий анализ предприятия в соотнесении с отраслью, конкурентами и экономической ситуацией в краткосрочной и долгосрочной перспективах. В конечном счете стратегия — это план компании по достижению ее целей.
Руководители компаний зачастую не имеют ясного представления о том, чего именно они хотят или каким путем достичь желаемого.
МОДЕЛЬ «7S»
Стратегический план невозможно создать в вакууме; он должен быть подогнан под организацию, как план маркетинга должен соответствовать продуктам. Два
самостоятельных этапа характеризуют стратегическое планирование: разработка (formation) и реализация (implementation) стратегии. Специалисты по разработке стратегии всегда составляют свои планы с прицелом на их реализацию. Томас Дж. Питере, ставший известным благодаря своей книге In Search of Excellence, создал модель «7S» (Seven S model), показывающую, что стратегия должна быть вплетена в ткань организационной структуры.
Модель представляет собой структуру, позволяющую рассматривать компанию как целое, диагностировать организационные проблемы, разрабатывать и реализовать стратегию.
Если стратегией предусматривается радикальная реорганизация, ее называют стратегией модернизации (reengineering) компании; если не предусматривается — стратегией организационного подновления («organizational tinkering»). Семь S (с буквы «S» начинаются все семь составляющих модели на английском языке), или факторов модели, таковы:
• Структура (Structure)
• Системы (Systems)
• Профессиональные возможности (Skills)
• Стиль (Style)
• Кадры (Staff)
• Высшие цели / Общепризнанные ценности (Superordinate Goals / Shared Values)
• Стратегия (Strategy)
УРОВНИ СТРАТЕГИИ
Стратегия — очень широкое понятие. Обычно в качестве стратегии определяются результаты любых размышлений, которые выглядят как некая «панорама». В жизни все сложнее. Необходимо учитывать три уровня стратегии:
1. Функциональная стратегия — деятельность по созданию стоимости, в которой участвует компания.
2. Стратегия бизнеса — как бороться с конкурентами, какую выбрать тактику?
3. Корпоративная стратегия — в какой деятельности следует нам участвовать?
Нахлобучивая на голову шляпу стратегии, вы обязаны спросить себя: на каком уровне я намерен размышлять? На уровне функциональном, корпоративном или бизнес-стратегии?
ТАКТИКА КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ: СИГНАЛИЗИРОВАНИЕ
Сигнализирование (signaling) — важный инструмент стратегии. Он позволяет довести до ваших конкурентов, что именно у вас на уме. Конкурирующие стороны рынка сигнализируют о том, что они планируют делать или какие шаги предпринять в ответ на действия конкурента. Конечно, любая компания может блефовать. Сигнализирование практикуется во избежание катастрофических (и дорогостоящих) ценовых войн. Прямой контакт с конкурентами для согласования цен или распределения рынков противозаконен! Законодательство запрещает действия такого рода. Но, применяя с
головой метод подачи необходимых сигналов, компании в состоянии достичь желаемого результата, не будучи вынужденными терять время в зале суда.
Рассмотрим шесть наиболее распространенных разновидностей законных (legal) сигналов.
1. Изменение цен — сигнал о намерениях и угроза наказания за неприемлемое
поведение.
2. Опережающие заявления — сигнал угрозы, проверка решимости конкурентов и стремление избежать сюрпризов. В розничной торговле заявление сильной компании о том, что она «примет любые цены конкурентов и даже дополнительно снизит свои», равноценно мощному сигналу о решимости компании отстаивать свои интересы. Менее крупным и сильным конкурентам скорее всего не следует втягиваться только в ценовую
конкуренцию.
3. Дискуссии в СМИ — сообщение ваших доводов в обоснование предпринятых действий и информирование конкурентов о том, что вы думаете.
4. Контратака — нанесение удара по внутреннему рынку вашего конкурента путем снижения цен или проведения кампании по продвижению ваших товаров на рынок в отместку за попытку конкурента выдавить вас с его рынка.
5. Сообщения о результатах — ясное сообщение для конкурентов о результатах предпринятых действий во избежание дорогостоящего недопонимания. В ситуации тестирования рынка производитель мог бы оповестить о несомненном провале в надежде удержать конкурентов от контратаки на другие его продукты, имеющие устойчивый сбыт.
Во время ценовых войн конкурент мог бы сообщить, что предпринимает снижение цен только на ограниченный период времени, с тем чтобы его действия не были истолкованы как сигнал о намерении длительное время удерживать низкие цены.
6. Тяжба — намерение сделать так, чтобы конкурент увяз в трясине судебных
разбирательств.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИЯ
Мир становится все более экономически взаимозависимым. Запад пытается интегрировать бывшую советскую империю, Европа предпринимает попытки определенной унификации. По этой причине в повестку дня вошло стратегическое планирование на глобальном уровне.
МВА запустили в оборот слово «глобализация» (globalization). Это довольно
расплывчатый термин, но он относится к «горячей» теме, поэтому предпринимаются усилия по внедрению слова «глобальный» во все курсы и тексты программы МВА.
Возможность глобализации зависит от классификации отрасли, в которой работает предприятие. Если отрасль национальная по своей природе, то можно успешно работать без опасения столкнуться с крупными многонациональными корпорациями (МНК) (multinational corporations — MNC), которые могут внезапно нападать и либо пытаться осуществить враждебное поглощение, либо в определенном смысле начать конкурентную борьбу.
Силы, содействующие глобализации:
- Совершенствование связи и транспорта — факс, кабельные сети, спутники,
сверхзвуковая авиация.
- Ослабление ограничений в торговле — снижение тарифов, пошлин, введение
единообразных правил.
- Слияние потребностей потребителей — люди по всему миру начинают приобретать схожие вкусы.
- Усложнение и изменение технологии — возникновение высокотехнологичных отраслей сопряжено с огромными инвестициями и глобальными усилиями для движения в ногу с быстрым прогрессом.
Силы, противодействующие глобализации:
- Затраты на координацию — рост числа менеджеров, расходов на средства связи.
- Географические ограничения — транспортные и логистические трудности, связанные с деятельностью в больших регионах.
- Национальные различия — вкусовые предпочтения, различия в использовании, СМИ, языке, каналах сбыта.
- Протекционизм — утверждение защитных тарифов и правил, предоставление
государственных субсидий национальным предприятиям.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ
Как я указывал в начале данной главы, разрабатывать стратегию, не думая о ее
реализации, значит терять понапрасну время. МВА любят поговорить о стратегических изменениях, но осуществить их совсем не просто.
Умная цитата не поможет. В отличие от того, во что некоторые ученые мужи хотели бы заставить вас верить, только тактика или ловкий ход не образуют стратегии; стратегия — это то, что определяет, каким образом компания как «тотальное целое» работает для достижения поставленных целей.
Руководители не придумывают и не реализуют стратегию за один день.
Руководители обязаны установить, какие факторы им подконтрольны, а над какими они не властны. Подконтрольные факторы МВА называют рычагами действия (action levers). Специалисты по разработке стратегии должны учитывать также реальность — люди сопротивляются переменам.
Они должны выбирать реальные цели, составлять план действий и планировать мероприятия на случай, если дела пойдут не так, как предполагалось.
Стратегия динамична. Руководители обязаны постоянно анализировать свою стратегию, чтобы она всегда отражала изменения в деловом мире и в компании, а также смену целей.
Источником конкурентного преимущества является осуществление гибкой стратегии, которую конкуренты не смогут без труда воспроизвести.